Таблица №1
Типы конституции.
Особенности детей разных типов конституции.
|
|
Тип конституции |
|
Гипостенический |
Нормостенический (атлетический) |
Гиперстенический |
|
Пропорции тела
|
Кости скелета узкие. Плечи немного шире бедер. Конечности относительно длинные. Угол между нижними ребрами острый |
Кости скелета широкие. Плечи намного шире бедер Конечности средние. Угол между нижними ребрами прямой |
Кости скелета широкие. Плечи не всегда шире бедер. Конечности относительно короткие. Угол между нижними ребрами тупой |
Функциональные свойства |
Объем легких относительно большой. Мышечная сила малая. Выносливость большая |
Объем легких средний. Мощное сердце. Мышечная сила большая. Выносливость средняя |
Относительно малый объем легких. Крупные внутренние органы. Мышечная сила большая. Выносливость малая |
Свойства личности |
Необщительность, эмоциональная сдержанность. Стремление к независимости. Тяга к одиночеству в тяжелую минуту |
Увлечение рискованными, экстремальными занятиями. Крайняя эмоциональная сдержанность, выраженное самолюбие. Стремление к лидерству. Тяга к действию в тяжелую минуту |
Любовь к комфорту, вкусной еде. Потребность в похвале, ласке, поддержке. Общительность, экстравертированность. Стремление к сотрудничеству. Тяга к людям в тяжелую минуту |
Стрессоустойчивость |
В тяжелой стрессовой ситуации нередко возникает депрессия. Переутомление и нервное перенапряжение могут возникать из-за чрезмерной учебной нагрузки и/или из-за несправедливого, как кажется ребенку, отношения учителей и родителей |
Достаточная устойчивость к стрессу, но очень высокая чувствительность к своему социальному статусу. Любое его понижение может вызвать агрессивную реакцию, которая распространяется на всех окружающих. Стремление всегда добиваться желаемого, а при неудаче причина видится во внешних обстоятельствах или других людях |
Высокая устойчивость к стрессу, внешне кажущаяся проявлением «толстокожести», но это неверно. При психологических перегрузках зачастую может возникать состояние меланхолии. В таких ситуациях особенно нужны дружеская поддержка и утешение |
Повышенный риск заболеваний |
Болезни легких, нервные заболевания, гастриты, кожные заболевания, нарушения опорно-двигательного аппарата, нейроциркуляторная дистония |
Болезни сердечной мышцы: кардиомиопатии, миокардиты и др. |
Ожирение, гипертензия, панкреатит, диабет, инсульт, заболевания печени, при избыточном весе - заболевания суставов |
Меры профилактики заболеваний |
Ввиду подверженности простудным заболеваниям и для укрепления нервной системы желательны закаливающие процедуры с постепенным понижением температуры, прохладный душ, занятия плаванием. Полезна дыхательная гимнастика и необходимы упражнения для укрепления позвоночника и поддержания правильной осанки |
При занятиях спортом нужно четко следить за режимом физических нагрузок, не допуская перетренировки. При этом важно следить за правильным питанием, обеспечивая достаточное количество белков в рационе. Не следует допускать избытка углеводов, что может привести к избыточному жироотложению, а это -дополнительная нагрузка на сердце |
Важно соблюдать правильное сочетание рациона питания и режима двигательной активности, чтобы не допустить образования лишнего жира, способствующего многим болезням. Следует ограничить потребление жареного мяса, картофеля, мучного и сладкого (в том числе сладкого чая), отдавая предпочтение овощам и фруктам, гречке и рису. Из белковых продуктов лучше кисломолочные, рыба и немного мяса |
Учеба и поведение в школе |
Ребенок довольно медлителен, не сразу концентрируется на задании, двигательный навык также вырабатывается лишь после нескольких повторений. Некоторый консерватизм компенсируется упорством и старательностью, готовностью к повторению, чтобы потом делать это дело лучше других |
Способность быстро переключаться с одной задачи на другую, быстро включаться в работу класса, но при этом не исключены небрежность, поверхностность. На уроке физкультуры ребенок легко осваивает сложные движения, поэтому нуждается в более сложных заданиях. Если ему не интересно, будет мешать остальным. Имеется склонность привлекать к себе внимание любым способом |
Ребенок охотно берется за новое дело, быстро приспосабливается, но не терпит монотонной работы и не любит этап освоения. Пытается делать любое новое дело сразу правильно. На уроке часто отвлекается и отвлекает других. Некоторая несобранность связана с проявлением темперамента, за что ребенка ругать не следует. Проявления лености компенсируются сообразительностью, что помогает, как правило, неплохо учиться |