Get Adobe Flash player

 

Полезная информация о специальности и учебном заведении высшего профессионального образования

После того как вы выбрали профессию, возникает вопрос, где получить соответствующее образование. Санкт-Петербург является одним из ведущих образовательных центров России и предоставляет широкие возможности для получения образования.

Большое количество вузов, безусловно, затрудняет выбор. Для того чтобы принять решение о выборе специальности и учебного заведения, необходимо знать:

1. К какому типу относится учебное заведение (университет, академия, институт).

     Университет — реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по многим направлениям подготовки (специальностям). Осуществляет под­готовку, переподготовку и (или) повышение квалификации ра­ботников высшей квалификации, научных и научно-педагоги­ческих работников. Выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук (число отрас­лей науки, в рамках которых выполняются научные исследова­ния более пяти). Является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Академия — реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования. Осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности. Выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преиму­щественно в одной области науки или культуры (число отраслей науки, в рамках которых выполняются научные исследования, — одно, два направления). Является ведущим научным и методи­ческим центром в области своей деятельности.

Институт — реализует образовательные программы высшего, а также, как правило, послевузовского профессионального обра­зования. Осуществляет подготовку, переподготовку и (или) по­вышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности. Выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования.

2. Содержание лицензии на право ведения профессиональной образовательной деятельности.

Высшее учебное заведение вправе объявлять прием граждан только при наличии лицензии.

Высшее учебное заведение обязано ознакомить абитуриента с указанной лицензией.

Лицензия выдается на основании экспертизы. Предметом и со- держанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, требованиям к обеспе­ченности учебными площадями, санитарным и гигиеническим нор- мам, охране здоровья обучающихся и работников образовательных учреждений, оборудованию учебных помещений, оснащенности учебного процесса и образовательному цензу педагогических работ­ников. Лицензию учебное заведение получает при открытии.

3. Наличие свидетельства о государственной аккредитации.

Государственную аккредитацию вуз может получить по резуль­татам государственной аттестации только после первого выпус- ка студентов, так как в процедуру получения свидетельства входит оценка знаний, приобретенных в процессе обучения. Если вуз имеет аккредитацию, это значит, что уровень образования соответствует [государственному стандарту о высшем образовании, благодаря ко­торому регламентируется содержание и объем учебных программ, название специальностей, специализаций и квалификаций, а также профессиональный уровень преподавательского состава и матери­ально-техническая база учреждения. Только при наличии у негосу­дарственного вуза свидетельства о государственной аккредитации вы можете получить диплом государственного образца. Если вуз не имеет государственной аккредитации, то по окончании вы получае­те диплом установленного образца. Свидетельство о государствен­ной аккредитации действительно в течение 5 лет с момента получе­ния.

4. Является ли учебное заведение государственным или негосу­дарственным. Кто его учредители.

5. По каким специальностям и направлениям подготовки осу­ществляется профессиональная подготовка. Какая квалификация присваивается.

- Специальность — это совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих по­становку и решение определенных профессиональных задач.

* Квалификация по направлению подготовки и /или специальнос­ти высшего профессионального образования определяет уровень обученности, подготовленности к выполнению определенных профессиональных задач. В высшем профессиональном образо­вании существует три квалификационных уровня:

— Бакалавр — базовое высшее профессиональное образование без узкой специализации, ориентированное на практическую дея­тельность (срок обучения 4 года).

— Магистр — высшее профессиональное образование, ориенти­рованное на научно-исследовательскую деятельность. В рамках учеб­ной программы предусмотрено написание магистерской диссерта­ции, т. е. научного исследования по определенной теме (срок обуче­ния 6 лет).

— Дипломированный специалист (срок обучения 5 лет).

6. Содержание учебных программ, преподавательский состав.

7. Организацию практического обучения студентов (базы про­хождения практики, выполняемые обязанности).

8. Условия, которые предоставляет учебное заведение для обуче­ния (помещение, оборудование, учебные материалы).

9. Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников. Статистика трудоустройства по специальности.

10. Предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заоч­ная, экстернат).

11. Продолжительность обучения.

12. Возможности получения образования с оплатой стоимости обучения.

13. Услуги в области дополнительного образования.

14. Организация досуга студентов.

15. Место расположения и транспортная доступность учебного заведения.

16. Имеется ли возможность проживания в общежитии.

17. Порядок приема. Вступительные испытания.

С 2009 года произошли существенные изменения в правилах приема в вузы*:

Прием в высшее учебное заведение на первый курс проводится:

1. По результатам единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ) по общеобразовательным предметам, соответствующим направ­лению подготовки (специальности), на которое осуществляется прием.

2. По результатам вступительных испытаний, форма которых определяется вузом самостоятельно, следующих категорий граждан: • имеющих среднее (полное) общее образование, полученное до

1 января 2009 г., — при приеме для обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения;

* Из проекта Приказа Министерства образования РФ «Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию обра­зовательные учреждения высшего профессионального образования», разме­шенного на сайте www.mon.gov.ru

 

имеющих среднее профессиональное образование — при приеме для обучения по программам бакалавриата или программам под­готовки специалиста соответствующего профиля;

имеющих среднее (полное) общее образование, полученное в обра­зовательных учреждениях иностранных государств.

Прием граждан с ограниченными возможностями здоровья На основании результатов ЕГЭ, так и на основании результатов вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно (при отсутствии результатов ЕГЭ), особенности проведения которых уста­новлены главой VI Порядка приема в вузы*.

До начала приема документов приемная комиссия высшего учеб­ного заведения объявляет следующее:

До 1 февраля:

перечень направлений подготовки (специальностей), на которые вуз объявляет прием в соответствии с лицензией на право веде­ния образовательной деятельности; ежегодные правила приема в высшее учебное заведение;

перечень вступительных испытаний по общеобразовательным предметам по каждому направлению подготовки (специально­сти) в соответствии с Перечнем вступительных испытаний в вуз, утверждаемым Министерством образования и науки РФ;

перечень и формы проведения дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направлен­ности по направлениям подготовки (специальностям), требую­щим наличия у поступающих лиц определенных творческих спо­собностей, физических и(или) психологических качеств, их про­граммы, правила их проведения (в случае их наличия);

перечень и формы проведения дополнительных вступительных испытаний профильной направленности, их программы, правила их проведения;

перечень и формы проведения вступительных испытаний для лиц, имеющих высшее профессиональное образование;

перечень и формы проведения вступительных испытаний для обучения по программам магистратуры и аттестационных испы­таний — на второй и последующий курсы;

перечень и формы проведения вступительных испытаний для поступающих, имеющих среднее профессиональное образова­ние, для обучения по сокращенной программе бакалавриата со­ответствующего профиля; формы проведения вступительных ис­пытаний для категорий граждан;

* Порядок приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования, размещенного на сайте www.mon.gov.ru

 

 

информацию о сроках проведения ЕГЭ, установленных Феде­ральной службой по надзору в сфере образования и науки, для сдачи ЕГЭ лицами, не имеющими результатов ЕГЭ.

До 1 июня:

общее количество мест для приема на первый курс по каждому направлению подготовки (специальности);

количество бюджетных мест для приема на первый курс по каж­дому направлению подготовки (специальности);

количество бюджетных мест, выделенных для целевого приема по каждому направлению подготовки (специальности);

количество мест, выделенных для приема на первый курс для обучения по сокращенной программе бакалавриата;

количество мест по каждому направлению подготовки (специ­альности) по договорам с оплатой стоимости обучения (при их наличии);

порядок организации приема по направлениям подготовки (спе­циальностям), по группам направлений подготовки (специаль­ностей), по факультетам или вузу в целом при условии совпаде­ния вступительных испытаний; совместно или раздельно на бюд­жетные места и на места по договорам с оплатой стоимости обучения;

льготы, предоставляемые победителям и призерам олимпиад школьников различного уровня, проводимых в соответствии с Порядком проведения олимпиад школьников;

правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам допол­нительных вступительных испытаний, вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, и аттестационных испытаний;

информацию о наличии общежития(ий) и количество мест в общежитиях для иногородних поступающих;

образец договора для поступающих на места по договорам с оплатой стоимости обучения.

До 20 июня:

результаты ЕГЭ, вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, подтверждающие успешное прохождение вступи­тельных испытаний по общеобразовательным предметам, входя­щим в перечень вступительных испытаний по каждой основной образовательной программе высшего профессионального образо­вания (как для лиц, поступающих на бюджетные места, так и для лиц, поступающих на места с оплатой стоимости обучения);

сроки проведения вступительных испытаний для обучения по программам магистратуры и аттестационных испытаний на вто­рой и последующий курсы;

количество вакантных бюджетных мест для приема на второй и последующие курсы, финансируемых за счет средств соответст­вующего бюджета, по каждому направлению подготовки (специ­альности).

 

Прием документов от поступающих

Прием документов на первый курс начинается не позднее

20 июня.

Поступающие, не имеющие результатов ЕГЭ, должны до 5 июля зарегистрироваться на сдачу ЕГЭ.

Прием документов на первый курс завершается:

у лиц, поступающих для обучения по направлениям подготовки (специальностям), при приеме на которые проводятся дополни­тельные вступительные испытания творческой и (или) профес­сиональной направленности — 5 июля;

у лиц, поступающих для обучения по направлениям подготовки (специальностям), при приеме на которые проводятся дополни­тельные вступительные испытания профильной направленности, а также у лиц, поступающих в вузы по результатам вступитель­ных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, — 10 июля;

у лиц, поступающих в вузы только по результатам ЕГЭ, — 25 июля.

Поступающий на первый курс для обучения по программам ба­калавриата или программам подготовки специалиста вправе подать заявление и участвовать в конкурсах одновременно не более чем в пяти вузах, по трем направлениям подготовки (специальностям),

группам направлений подготовки (специальностей) или факультета

в одном вузе.

Государственные учреждения, которые оказывают бесплатные услуги по профориентации

СПб ГУ Центр содействия занятости профессиональной ориен­тации «ВЕКТОР» Санкт-Петербург, Вознесенский проспект, д. 25, тел./факс: 315-30-27.

Центр профориентации и содействия в трудоустройстве молодежи «ВЫБОР» Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 53/46. Тел.: 275-60-49.

 

Полезная информация при выборе профессии и учебного заведения

Выбор профессии — серьезный и ответственный шаг в жизни каждо­го человека. Для принятия правильного решения следует учитывать три группы факторов:

I. Свои интересы, склонности и желания («ХОЧУ»);

II. Психологические и физиологические возможности («МОГУ»);

III. Потребности общества («НАДО»).

I. «ХОЧУ»

Для того, чтобы правильно выбрать профессию, попытайтесь осознать свои интересы, склонности и желания, познакомьтесь с различными про­фессиями, существующими на рынке труда, а также с возможностями их получения, предоставляемыми системой учебных заведений Санкт-Петербурга. Составьте список профессий, которые вам интересны.

П. «МОГУ»

Теперь необходимо учесть требования, предъявляемые интересны­ми для вас профессиями к человеку. Оцените свои способности к соот­ветствующей деятельности, уровень обучаемости и состояние здоровья. При наличии хронических заболеваний следует проконсультироваться с врачом, который определит круг ваших профессиональных ограничений. Лучше всего позаботиться об этом заранее, до поступления на подготови­тельные курсы.

Ш. «НАДО»

На следующем этапе потребуется информация о рынке труда, о том, какие профессии наиболее востребованы в настоящий момент и по про­гнозам специалистов будут востребованы в будущем. Анализ ситуации на рынке труда проводят различные организации, этому вопросу посвящено немало публикаций в СМИ и в Интернете.

Вооружившись информацией о потребности рынка труда в тех или иных специалистах, подумайте о своей готовности к существующей на этом рынке конкуренции. Готовы ли вы бороться за престижную высо­кооплачиваемую работу или предпочтете профессию с не очень высоким уровнем оплаты труда, которая всегда будет пользоваться спросом? Что сделает вас более конкурентоспособным: узкая специализация или уни­версальное образование, которое можно применить в различных сферах рыночной экономики?

В случае если вы испытываете трудности в профессиональном самоо­пределении или сомневаетесь в правильности избранного вами пути, сле­дует обратиться за помощью к специалистам. Информация о профессии

В современном мире существуют тысячи профессий. Но, исходя из практики профориентационной работы, мы можем отметить низкий уро­вень информированности молодежи о многообразии существующих ви­дов профессиональной деятельности. Кроме того, выпускники школ име­ют весьма смутное представление о содержании даже тех профессий, которые они выбирают Для того чтобы составить целостное представление о профессии, необходимо обладать следующей информацией:

 

Содержание Труда.

Предметы, орудия, средства и продукты труд».

Условия труда (в офисе, в производственном помещении, на откры­том воздухе и т. д.).

Формы организации труда (работа индивидуальная, коллективная и т. д.).

Режим труда (фиксированный график работы, свободный график работы).

Система и условия оплаты труда (повременная, сдельная и т. д.).

Личностные качества, необходимые для успешной профессиональ­ной деятельности.

Особенности восприятия.

Требования профессии к здоровью человека.

Знания и навыки, необходимые для профессиональной деятельности.

Требования, предъявляемые профессией к уровню и содержанию образования.

Отрасли экономики, в которых используется.

Востребованность профессии на рынке труда. Рынок труда

Востребованность профессии на рынке труда является важной состав­ляющей успешного выбора профессии. В наше время, помимо традицион­ных проблем, которые необходимо решать выпускнику и его родителям при выборе профессии, необходимо учитывать и ситуацию на рынке труда - ведь сейчас факт окончания учебного заведения профессионального образования означает лишь выдачу диплома и только в редких случаях гарантирует трудо­устройство по выбранной профессии.

Ситуация на рынке труда постоянно меняется и зависит от множества факторов. Этими факторами являются:

Правовое регулирование вопросов занятости.

Государственная политика в области занятости.

Экономические программы.

Субъекты рынка труда.

Рыночный механизм.

Безработица и социальные программы, связанные с ней.

Рыночная инфраструктура.

В идеале выпускнику необходимо иметь представление о вышепере­численных факторах, обеспечивающих работу рынка труда, а также о со­стоянии и перспективах развития российского и регионального рынков труда, о востребованных профессиях, перспективных отраслях экономи­ки и об особенностях молодежного рынка труда.

К сожалению, не существует справочного издания, где можно было бы получить исчерпывающую информацию по всем вопросам, касающимся рынка труда.

В качестве основных источников информации о рынке труда можно вы­делить Государственный комитет статистики, Государственную службу заня­тости населения, крупные кадровые агентства, периодическую печать и сай­ты по трудоустройству в Интернете.

 

Необходимо выработать привычку отслеживать информацию о рынке труда, ведь информированность о нем фактор успешного выбора про­фессий.

Информация о специальности и учебном заведении среднего профессионального образования

После того как вы выбрали профессию, возникает вопрос, где получить соответствующее образование. Санкт- Петербург является одним из веду­щих образовательных центров России и предоставляет широкие возмож­ности для получения образования. В городе ведется подготовка практиче­ски по всем специальностям среднего и начального профессионального об­разования. В начальном и среднем профессиональном образовании за по­следние годы происходят существенные изменения. На сегодняшний день существует два типа учреждений начального профессионального образова­ния: профессиональное училище и профессиональный лицей. Профессио­нальный лицей от профессионального училища отличается тем, что он дает возможность получения профессии повышенного уровня квалификации.

К среднему профессиональному образованию относятся техникумы и колледжи. В техникуме реализуются программы среднего профессионально­го образования базового уровня. В колледже ведется подготовка по двум про­граммам: базового и повышенного уровня. Отличителные характеристики образовательной программы повышенного уровня:

— углубление профессиональной подготовки;

— углубление гуманитарной и социально-экономической подготовки;

— усиление   ориентации   на   овладение   информационно-коммуникационными технологиями в профессиональной деятельности; — расширение возможностей образовательного учреждения по Само­стоятельному формированию содержания образовательной программы.

По завершении образовательной программы повышенного уровня вы­пускникам присваивается образовательная квалификация (далее - квали­фикация), отражающая более высокий уровень профессиональной подго­товки по сравнению с базовым уровнем.

По каждой специальности выпускникам повышенного уровня при­сваивается единая квалификация вне зависимости от конкретного на­правления углубленной подготовки.

По специальности технического профиля имеющим квалификацию базового уровня «техник» на повышенном уровне присваивается квали­фикация «старший техник». По другим специальностям квалификация повышенного уровня формируется, как правило, путем добавления к ква­лификации базового уровня слов «с углубленной подготовкой» (напри­мер, «юрист с углубленной подготовкой», «бухгалтер с углубленной под­готовкой», «менеджер с углубленной подготовкой»).

Получение среднего профессионального образования повышенно­го уровня удостоверяется дипломом о среднем профессиональном обра­зовании повышенного уровня. Квалификация выпускника указывается в дипломе, запись о направлении углубленной подготовки производится в приложении к диплому.

В системе профессионального образования многие годы существовала особенность: все педагогические и медицинские образовательные учреждения назывались училищами, сейчас вес они имеют статус колледжа, т. в, реализуют образовательные программы среднего профессионального об­разования базового и повышенного уровня. Медицинское училище № 2 также относится к среднему профессиональному образованию.

Б нашем городе есть учебные заведения начального и среднего про­фессионального образования, которые являются единственными в горо­де по своему профилю. Когда вы выбираете профессию, по которой ведет­ся подготовка в единственном учебном заведении, тогда вопрос о выборе профессионального учебного заведения не встает. Однако существует целый ряд профессий и специальностей, по которым готовят в нескольких учебных заведениях. Поэтому необходимо собрать всю информацию об учебном заведении, чтобы сделать правильный выбор.

1. К какому типу относится учебное заведение (профессиональное училище, профессиональный лицей, техникум или колледж).

2. Содержание лицензии на право ведения профессиональной об­разовательной деятельности.

Учебное заведение вправе объявлять прием граждан только при нали­чии лицензии. Учебное заведение обязано ознакомить абитуриента с ука­занной лицензией. Лицензия выдается на основании экспертизы. Предме­том и содержанием экспертизы является установление соответствия усло- вий осуществления образовательного процесса требованиям к обеспечен- ности учебными площадями, санитарным и гигиеническим нормам, охра-нездоровья обучающихся и работников образовательных учреждений, обо­рудованию учебных помещений, оснащенности учебного процесса и обра­зовательному цензу педагогических работников. Лицензию учебное заведе­ние получает при открытии.

3. Наличие свидетельства о государственной аккредитации. Государственную аккредитацию учебное заведение может получить по

результатам государственной аттестации только после первого выпуска сту- дентов, так как в процедуру получения свидетельства входит оценка знаний, приобретенных в процессе обучения. Если учебное заведение имеет аккре­дитацию, это значит, что уровень образования соответствует государственному стандарту о начальном или среднем образовании, благодаря которому ре­гламентируется содержание и объем учебных программ, название специальностей, специализаций и квалификаций, а также профессиональный уро­вень преподавательского состава и материально-техническая база учреждения. Свидетельство о государственной аккредитации действительно в течение 5 лет с момента получения.

4. По каким специальностям или профессиям осуществляется профессиональная подготовка. Какая квалификация присваивается.

5. Содержание учебных программ, преподавательский состав.

6. Организация практического обучения студентов (лаборатории, производственные мастерские, базы прохождения практики, выполняе­мые обязанности).

7. Условия, которые предоставляет учебное заведение для обуче­ния (помещение, оборудование, учебные материалы).

8. Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников. Статистика трудоустройства по специальности.

 

Возможности продолжения образования (связи с вузами). 10.   Продолжительность обучения.

11.   Возможности получения образования с оплатой стоимости обу­чения.

12.   Услуги в области дополнительного образования.

13. Организация досуга учащихся.

14. Место расположения и транспортная доступность учебного за­ведения.

15. Имеется ли возможность проживания в общежитии.

16. Порядок приема. Вступительные испытания.

Итак, мы с вами пришли к выводу; что для успешного выбора профессии необходимо обладать информацией о личностных качествах, необходи­мых для профессиональной деятельности, и рынке образования и труда.

В случае если вы испытываете затруднения в определении интересов и способностей к той или иной профессиональной деятельности, лучше всего обратиться к квалифицированным психологам-профконсультаитам. А для самостоятельного поиска информации о рынке образования и труда мы предлагаем вам использовать следующие источники.

Закон РФ «Об образовании».

Консультации специалистов Комитета по науке и высшей школе, Комитета по образованию и районных отделов образования.

Выставки образовательных услуг, «Ярмарки учебных мест», «Ярмар­ки вакансий».

Справочники профессий, специальностей, должностей, справочни­ки по учебным заведениям, словари, классификаторы.

Специализированные журналы («Карьера», «Обученной карьера», «Образование и карьера», «Тор-manager», «Секрет фирмы», «Гид молодого специалиста» и др.), в которых публикуются статьи о различных аспектах карьеры и профессиональной деятельности.

Газеты по трудоустройству («Профессия», «Биржа труда», «Работа для Вас», «Вакансия» и др.), в которых публикуются объявления о вакан­сиях и соискателях, анализируя которые можно получить представление о требованиях, предъявляемых к той или иной должности. Также в этих изданиях могут быть статьи, посвященные различным профессиям, учеб­ным заведениям и тенденциям на рынке образования и труда.

Учебные заведения профессионального образования (дни откры­тых дверей, приемная комиссия, рекламные буклеты, которые могут со­держать не только условия приема и перечень специальностей, но и крат­кое описание профессий).

Консультации специалистов СПбГУ "Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи „ВЕКТОР"», Службы заня­тости, кадровых агентств, психологических и профориентационных цен­тров.

Электронные справочно-правовые системы («Гарант», «Консуль­тант» и др.).

Сайты в Интернете:

— Официальные сайты Министерства образования, Департаментов государственной службы занятости населения.

 Специализированные сайты по вопросам образования (5baIlov.ru и др.).

- Специализированные сайты для студентов и молодых специали­стов (www.career.ru, www.career-guide.vedomosti.ru, www.jobfair.ru, www. workhunter.ru и др.), на которых можно найти информацию о рынке труда.

- Сайты кадровых агентств (www.ancor.ru, www.metropolis.ru и др.), на которых содержится информация о профессиях и тенденциях на рынке труда.

- Сайты психологических центров и служб, на которых можно найти рекомендации специалистов по выбору профессии.

- Сайты учебных заведений профессионального образования. Желаем вам сделать успешный выбор профессии и учебного заведения!

Статья подготовлена специалистами Центра