Полезная информация о специальности и учебном заведении высшего профессионального образования
После того как вы выбрали профессию, возникает вопрос, где получить соответствующее образование. Санкт-Петербург является одним из ведущих образовательных центров России и предоставляет широкие возможности для получения образования.
Большое количество вузов, безусловно, затрудняет выбор. Для того чтобы принять решение о выборе специальности и учебного заведения, необходимо знать:
1. К какому типу относится учебное заведение (университет, академия, институт).
— Университет — реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по многим направлениям подготовки (специальностям). Осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников. Выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук (число отраслей науки, в рамках которых выполняются научные исследования более пяти). Является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.
— Академия — реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования. Осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности. Выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной области науки или культуры (число отраслей науки, в рамках которых выполняются научные исследования, — одно, два направления). Является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.
— Институт — реализует образовательные программы высшего, а также, как правило, послевузовского профессионального образования. Осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности. Выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования.
2. Содержание лицензии на право ведения профессиональной образовательной деятельности.
Высшее учебное заведение вправе объявлять прием граждан только при наличии лицензии.
Высшее учебное заведение обязано ознакомить абитуриента с указанной лицензией.
Лицензия выдается на основании экспертизы. Предметом и со- держанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, требованиям к обеспеченности учебными площадями, санитарным и гигиеническим нор- мам, охране здоровья обучающихся и работников образовательных учреждений, оборудованию учебных помещений, оснащенности учебного процесса и образовательному цензу педагогических работников. Лицензию учебное заведение получает при открытии.
3. Наличие свидетельства о государственной аккредитации.
Государственную аккредитацию вуз может получить по результатам государственной аттестации только после первого выпус- ка студентов, так как в процедуру получения свидетельства входит оценка знаний, приобретенных в процессе обучения. Если вуз имеет аккредитацию, это значит, что уровень образования соответствует [государственному стандарту о высшем образовании, благодаря которому регламентируется содержание и объем учебных программ, название специальностей, специализаций и квалификаций, а также профессиональный уровень преподавательского состава и материально-техническая база учреждения. Только при наличии у негосударственного вуза свидетельства о государственной аккредитации вы можете получить диплом государственного образца. Если вуз не имеет государственной аккредитации, то по окончании вы получаете диплом установленного образца. Свидетельство о государственной аккредитации действительно в течение 5 лет с момента получения.
4. Является ли учебное заведение государственным или негосударственным. Кто его учредители.
5. По каким специальностям и направлениям подготовки осуществляется профессиональная подготовка. Какая квалификация присваивается.
- Специальность — это совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.
* Квалификация по направлению подготовки и /или специальности высшего профессионального образования определяет уровень обученности, подготовленности к выполнению определенных профессиональных задач. В высшем профессиональном образовании существует три квалификационных уровня:
— Бакалавр — базовое высшее профессиональное образование без узкой специализации, ориентированное на практическую деятельность (срок обучения 4 года).
— Магистр — высшее профессиональное образование, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность. В рамках учебной программы предусмотрено написание магистерской диссертации, т. е. научного исследования по определенной теме (срок обучения 6 лет).
— Дипломированный специалист (срок обучения 5 лет).
6. Содержание учебных программ, преподавательский состав.
7. Организацию практического обучения студентов (базы прохождения практики, выполняемые обязанности).
8. Условия, которые предоставляет учебное заведение для обучения (помещение, оборудование, учебные материалы).
9. Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников. Статистика трудоустройства по специальности.
10. Предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная, экстернат).
11. Продолжительность обучения.
12. Возможности получения образования с оплатой стоимости обучения.
13. Услуги в области дополнительного образования.
14. Организация досуга студентов.
15. Место расположения и транспортная доступность учебного заведения.
16. Имеется ли возможность проживания в общежитии.
17. Порядок приема. Вступительные испытания.
С 2009 года произошли существенные изменения в правилах приема в вузы*:
Прием в высшее учебное заведение на первый курс проводится:
1. По результатам единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ) по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое осуществляется прием.
2. По результатам вступительных испытаний, форма которых определяется вузом самостоятельно, следующих категорий граждан: • имеющих среднее (полное) общее образование, полученное до
1 января 2009 г., — при приеме для обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения;
* Из проекта Приказа Министерства образования РФ «Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования», размешенного на сайте www.mon.gov.ru
— имеющих среднее профессиональное образование — при приеме для обучения по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста соответствующего профиля;
— имеющих среднее (полное) общее образование, полученное в образовательных учреждениях иностранных государств.
Прием граждан с ограниченными возможностями здоровья На основании результатов ЕГЭ, так и на основании результатов вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно (при отсутствии результатов ЕГЭ), особенности проведения которых установлены главой VI Порядка приема в вузы*.
До начала приема документов приемная комиссия высшего учебного заведения объявляет следующее:
До 1 февраля:
— перечень направлений подготовки (специальностей), на которые вуз объявляет прием в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности; ежегодные правила приема в высшее учебное заведение;
— перечень вступительных испытаний по общеобразовательным предметам по каждому направлению подготовки (специальности) в соответствии с Перечнем вступительных испытаний в вуз, утверждаемым Министерством образования и науки РФ;
— перечень и формы проведения дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия у поступающих лиц определенных творческих способностей, физических и(или) психологических качеств, их программы, правила их проведения (в случае их наличия);
— перечень и формы проведения дополнительных вступительных испытаний профильной направленности, их программы, правила их проведения;
— перечень и формы проведения вступительных испытаний для лиц, имеющих высшее профессиональное образование;
— перечень и формы проведения вступительных испытаний для обучения по программам магистратуры и аттестационных испытаний — на второй и последующий курсы;
— перечень и формы проведения вступительных испытаний для поступающих, имеющих среднее профессиональное образование, для обучения по сокращенной программе бакалавриата соответствующего профиля; формы проведения вступительных испытаний для категорий граждан;
* Порядок приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования, размещенного на сайте www.mon.gov.ru
— информацию о сроках проведения ЕГЭ, установленных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, для сдачи ЕГЭ лицами, не имеющими результатов ЕГЭ.
До 1 июня:
— общее количество мест для приема на первый курс по каждому направлению подготовки (специальности);
— количество бюджетных мест для приема на первый курс по каждому направлению подготовки (специальности);
— количество бюджетных мест, выделенных для целевого приема по каждому направлению подготовки (специальности);
— количество мест, выделенных для приема на первый курс для обучения по сокращенной программе бакалавриата;
— количество мест по каждому направлению подготовки (специальности) по договорам с оплатой стоимости обучения (при их наличии);
— порядок организации приема по направлениям подготовки (специальностям), по группам направлений подготовки (специальностей), по факультетам или вузу в целом при условии совпадения вступительных испытаний; совместно или раздельно на бюджетные места и на места по договорам с оплатой стоимости обучения;
— льготы, предоставляемые победителям и призерам олимпиад школьников различного уровня, проводимых в соответствии с Порядком проведения олимпиад школьников;
— правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам дополнительных вступительных испытаний, вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, и аттестационных испытаний;
— информацию о наличии общежития(ий) и количество мест в общежитиях для иногородних поступающих;
— образец договора для поступающих на места по договорам с оплатой стоимости обучения.
До 20 июня:
— результаты ЕГЭ, вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, подтверждающие успешное прохождение вступительных испытаний по общеобразовательным предметам, входящим в перечень вступительных испытаний по каждой основной образовательной программе высшего профессионального образования (как для лиц, поступающих на бюджетные места, так и для лиц, поступающих на места с оплатой стоимости обучения);
— сроки проведения вступительных испытаний для обучения по программам магистратуры и аттестационных испытаний на второй и последующий курсы;
— количество вакантных бюджетных мест для приема на второй и последующие курсы, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, по каждому направлению подготовки (специальности).
Прием документов от поступающих
— Прием документов на первый курс начинается не позднее
20 июня.
— Поступающие, не имеющие результатов ЕГЭ, должны до 5 июля зарегистрироваться на сдачу ЕГЭ.
Прием документов на первый курс завершается:
— у лиц, поступающих для обучения по направлениям подготовки (специальностям), при приеме на которые проводятся дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности — 5 июля;
— у лиц, поступающих для обучения по направлениям подготовки (специальностям), при приеме на которые проводятся дополнительные вступительные испытания профильной направленности, а также у лиц, поступающих в вузы по результатам вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, — 10 июля;
— у лиц, поступающих в вузы только по результатам ЕГЭ, — 25 июля.
Поступающий на первый курс для обучения по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста вправе подать заявление и участвовать в конкурсах одновременно не более чем в пяти вузах, по трем направлениям подготовки (специальностям),
группам направлений подготовки (специальностей) или факультета
в одном вузе.
Государственные учреждения, которые оказывают бесплатные услуги по профориентации
СПб ГУ Центр содействия занятости профессиональной ориентации «ВЕКТОР» Санкт-Петербург, Вознесенский проспект, д. 25, тел./факс: 315-30-27.
Центр профориентации и содействия в трудоустройстве молодежи «ВЫБОР» Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 53/46. Тел.: 275-60-49.
Полезная информация при выборе профессии и учебного заведения
Выбор профессии — серьезный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Для принятия правильного решения следует учитывать три группы факторов:
I. Свои интересы, склонности и желания («ХОЧУ»);
II. Психологические и физиологические возможности («МОГУ»);
III. Потребности общества («НАДО»).
I. «ХОЧУ»
Для того, чтобы правильно выбрать профессию, попытайтесь осознать свои интересы, склонности и желания, познакомьтесь с различными профессиями, существующими на рынке труда, а также с возможностями их получения, предоставляемыми системой учебных заведений Санкт-Петербурга. Составьте список профессий, которые вам интересны.
П. «МОГУ»
Теперь необходимо учесть требования, предъявляемые интересными для вас профессиями к человеку. Оцените свои способности к соответствующей деятельности, уровень обучаемости и состояние здоровья. При наличии хронических заболеваний следует проконсультироваться с врачом, который определит круг ваших профессиональных ограничений. Лучше всего позаботиться об этом заранее, до поступления на подготовительные курсы.
Ш. «НАДО»
На следующем этапе потребуется информация о рынке труда, о том, какие профессии наиболее востребованы в настоящий момент и по прогнозам специалистов будут востребованы в будущем. Анализ ситуации на рынке труда проводят различные организации, этому вопросу посвящено немало публикаций в СМИ и в Интернете.
Вооружившись информацией о потребности рынка труда в тех или иных специалистах, подумайте о своей готовности к существующей на этом рынке конкуренции. Готовы ли вы бороться за престижную высокооплачиваемую работу или предпочтете профессию с не очень высоким уровнем оплаты труда, которая всегда будет пользоваться спросом? Что сделает вас более конкурентоспособным: узкая специализация или универсальное образование, которое можно применить в различных сферах рыночной экономики?
В случае если вы испытываете трудности в профессиональном самоопределении или сомневаетесь в правильности избранного вами пути, следует обратиться за помощью к специалистам. Информация о профессии
В современном мире существуют тысячи профессий. Но, исходя из практики профориентационной работы, мы можем отметить низкий уровень информированности молодежи о многообразии существующих видов профессиональной деятельности. Кроме того, выпускники школ имеют весьма смутное представление о содержании даже тех профессий, которые они выбирают Для того чтобы составить целостное представление о профессии, необходимо обладать следующей информацией:
— Содержание Труда.
— Предметы, орудия, средства и продукты труд».
— Условия труда (в офисе, в производственном помещении, на открытом воздухе и т. д.).
— Формы организации труда (работа индивидуальная, коллективная и т. д.).
— Режим труда (фиксированный график работы, свободный график работы).
— Система и условия оплаты труда (повременная, сдельная и т. д.).
— Личностные качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности.
— Особенности восприятия.
— Требования профессии к здоровью человека.
— Знания и навыки, необходимые для профессиональной деятельности.
— Требования, предъявляемые профессией к уровню и содержанию образования.
— Отрасли экономики, в которых используется.
— Востребованность профессии на рынке труда. Рынок труда
Востребованность профессии на рынке труда является важной составляющей успешного выбора профессии. В наше время, помимо традиционных проблем, которые необходимо решать выпускнику и его родителям при выборе профессии, необходимо учитывать и ситуацию на рынке труда - ведь сейчас факт окончания учебного заведения профессионального образования означает лишь выдачу диплома и только в редких случаях гарантирует трудоустройство по выбранной профессии.
Ситуация на рынке труда постоянно меняется и зависит от множества факторов. Этими факторами являются:
— Правовое регулирование вопросов занятости.
— Государственная политика в области занятости.
— Экономические программы.
— Субъекты рынка труда.
— Рыночный механизм.
— Безработица и социальные программы, связанные с ней.
— Рыночная инфраструктура.
В идеале выпускнику необходимо иметь представление о вышеперечисленных факторах, обеспечивающих работу рынка труда, а также о состоянии и перспективах развития российского и регионального рынков труда, о востребованных профессиях, перспективных отраслях экономики и об особенностях молодежного рынка труда.
К сожалению, не существует справочного издания, где можно было бы получить исчерпывающую информацию по всем вопросам, касающимся рынка труда.
В качестве основных источников информации о рынке труда можно выделить Государственный комитет статистики, Государственную службу занятости населения, крупные кадровые агентства, периодическую печать и сайты по трудоустройству в Интернете.
Необходимо выработать привычку отслеживать информацию о рынке труда, ведь информированность о нем — фактор успешного выбора профессий.
Информация о специальности и учебном заведении среднего профессионального образования
После того как вы выбрали профессию, возникает вопрос, где получить соответствующее образование. Санкт- Петербург является одним из ведущих образовательных центров России и предоставляет широкие возможности для получения образования. В городе ведется подготовка практически по всем специальностям среднего и начального профессионального образования. В начальном и среднем профессиональном образовании за последние годы происходят существенные изменения. На сегодняшний день существует два типа учреждений начального профессионального образования: профессиональное училище и профессиональный лицей. Профессиональный лицей от профессионального училища отличается тем, что он дает возможность получения профессии повышенного уровня квалификации.
К среднему профессиональному образованию относятся техникумы и колледжи. В техникуме реализуются программы среднего профессионального образования базового уровня. В колледже ведется подготовка по двум программам: базового и повышенного уровня. Отличителные характеристики образовательной программы повышенного уровня:
— углубление профессиональной подготовки;
— углубление гуманитарной и социально-экономической подготовки;
— усиление ориентации на овладение информационно-коммуникационными технологиями в профессиональной деятельности; — расширение возможностей образовательного учреждения по Самостоятельному формированию содержания образовательной программы.
По завершении образовательной программы повышенного уровня выпускникам присваивается образовательная квалификация (далее - квалификация), отражающая более высокий уровень профессиональной подготовки по сравнению с базовым уровнем.
По каждой специальности выпускникам повышенного уровня присваивается единая квалификация вне зависимости от конкретного направления углубленной подготовки.
По специальности технического профиля имеющим квалификацию базового уровня «техник» на повышенном уровне присваивается квалификация «старший техник». По другим специальностям квалификация повышенного уровня формируется, как правило, путем добавления к квалификации базового уровня слов «с углубленной подготовкой» (например, «юрист с углубленной подготовкой», «бухгалтер с углубленной подготовкой», «менеджер с углубленной подготовкой»).
Получение среднего профессионального образования повышенного уровня удостоверяется дипломом о среднем профессиональном образовании повышенного уровня. Квалификация выпускника указывается в дипломе, запись о направлении углубленной подготовки производится в приложении к диплому.
В системе профессионального образования многие годы существовала особенность: все педагогические и медицинские образовательные учреждения назывались училищами, сейчас вес они имеют статус колледжа, т. в, реализуют образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Медицинское училище № 2 также относится к среднему профессиональному образованию.
Б нашем городе есть учебные заведения начального и среднего профессионального образования, которые являются единственными в городе по своему профилю. Когда вы выбираете профессию, по которой ведется подготовка в единственном учебном заведении, тогда вопрос о выборе профессионального учебного заведения не встает. Однако существует целый ряд профессий и специальностей, по которым готовят в нескольких учебных заведениях. Поэтому необходимо собрать всю информацию об учебном заведении, чтобы сделать правильный выбор.
1. К какому типу относится учебное заведение (профессиональное училище, профессиональный лицей, техникум или колледж).
2. Содержание лицензии на право ведения профессиональной образовательной деятельности.
Учебное заведение вправе объявлять прием граждан только при наличии лицензии. Учебное заведение обязано ознакомить абитуриента с указанной лицензией. Лицензия выдается на основании экспертизы. Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия усло- вий осуществления образовательного процесса требованиям к обеспечен- ности учебными площадями, санитарным и гигиеническим нормам, охра-нездоровья обучающихся и работников образовательных учреждений, оборудованию учебных помещений, оснащенности учебного процесса и образовательному цензу педагогических работников. Лицензию учебное заведение получает при открытии.
3. Наличие свидетельства о государственной аккредитации. Государственную аккредитацию учебное заведение может получить по
результатам государственной аттестации только после первого выпуска сту- дентов, так как в процедуру получения свидетельства входит оценка знаний, приобретенных в процессе обучения. Если учебное заведение имеет аккредитацию, это значит, что уровень образования соответствует государственному стандарту о начальном или среднем образовании, благодаря которому регламентируется содержание и объем учебных программ, название специальностей, специализаций и квалификаций, а также профессиональный уровень преподавательского состава и материально-техническая база учреждения. Свидетельство о государственной аккредитации действительно в течение 5 лет с момента получения.
4. По каким специальностям или профессиям осуществляется профессиональная подготовка. Какая квалификация присваивается.
5. Содержание учебных программ, преподавательский состав.
6. Организация практического обучения студентов (лаборатории, производственные мастерские, базы прохождения практики, выполняемые обязанности).
7. Условия, которые предоставляет учебное заведение для обучения (помещение, оборудование, учебные материалы).
8. Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников. Статистика трудоустройства по специальности.
Возможности продолжения образования (связи с вузами). 10. Продолжительность обучения.
11. Возможности получения образования с оплатой стоимости обучения.
12. Услуги в области дополнительного образования.
13. Организация досуга учащихся.
14. Место расположения и транспортная доступность учебного заведения.
15. Имеется ли возможность проживания в общежитии.
16. Порядок приема. Вступительные испытания.
Итак, мы с вами пришли к выводу; что для успешного выбора профессии необходимо обладать информацией о личностных качествах, необходимых для профессиональной деятельности, и рынке образования и труда.
В случае если вы испытываете затруднения в определении интересов и способностей к той или иной профессиональной деятельности, лучше всего обратиться к квалифицированным психологам-профконсультаитам. А для самостоятельного поиска информации о рынке образования и труда мы предлагаем вам использовать следующие источники.
— Закон РФ «Об образовании».
— Консультации специалистов Комитета по науке и высшей школе, Комитета по образованию и районных отделов образования.
— Выставки образовательных услуг, «Ярмарки учебных мест», «Ярмарки вакансий».
— Справочники профессий, специальностей, должностей, справочники по учебным заведениям, словари, классификаторы.
— Специализированные журналы («Карьера», «Обученной карьера», «Образование и карьера», «Тор-manager», «Секрет фирмы», «Гид молодого специалиста» и др.), в которых публикуются статьи о различных аспектах карьеры и профессиональной деятельности.
— Газеты по трудоустройству («Профессия», «Биржа труда», «Работа для Вас», «Вакансия» и др.), в которых публикуются объявления о вакансиях и соискателях, анализируя которые можно получить представление о требованиях, предъявляемых к той или иной должности. Также в этих изданиях могут быть статьи, посвященные различным профессиям, учебным заведениям и тенденциям на рынке образования и труда.
— Учебные заведения профессионального образования (дни открытых дверей, приемная комиссия, рекламные буклеты, которые могут содержать не только условия приема и перечень специальностей, но и краткое описание профессий).
— Консультации специалистов СПбГУ "Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи „ВЕКТОР"», Службы занятости, кадровых агентств, психологических и профориентационных центров.
— Электронные справочно-правовые системы («Гарант», «Консультант» и др.).
— Сайты в Интернете:
— Официальные сайты Министерства образования, Департаментов государственной службы занятости населения.
— Специализированные сайты по вопросам образования (5baIlov.ru и др.).
- Специализированные сайты для студентов и молодых специалистов (www.career.ru, www.career-guide.vedomosti.ru, www.jobfair.ru, www. workhunter.ru и др.), на которых можно найти информацию о рынке труда.
- Сайты кадровых агентств (www.ancor.ru, www.metropolis.ru и др.), на которых содержится информация о профессиях и тенденциях на рынке труда.
- Сайты психологических центров и служб, на которых можно найти рекомендации специалистов по выбору профессии.
- Сайты учебных заведений профессионального образования. Желаем вам сделать успешный выбор профессии и учебного заведения!
Статья подготовлена специалистами Центра