Get Adobe Flash player
Главная 2012 - 10а - Материалы в помощь проектировщику Требования к оформлению работы

Требования к оформлению индивидуальной исследовательской работы

1. Работа выполняется на стандартных машинописных листах формата А4 (297х210мм) с полями: верхнее и нижнее – по 20мм, левое – 30мм, правое – 10мм. Шрифт – Times New Roman, размер – 12, через 1,5 интервала, форматирование – «по ширине», красная строка абзаца – 1,27см. Допускается выделение в тексте отдельных слов, предложений, абзацев «курсивом» или «жирным шрифтом». Объем работы – произвольный.

2. Все заголовки печатаются тем же шрифтом, но размер – 14, форматирование – «по центру».

3. Титульный лист оформляется строго в соответствии с образцом.

4. В работе не допускаются орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки. Их наличие приведет к снижению оценки за работу. Прежде чем набирать работу на компьютере, настройте его на проверку орфографии и грамматики (сервис – параметры – правописание; набор правил – «строго все правила»; выполните другие необходимые настройки).

5. Текст работы должен содержать рубрики в соответствии со «структурой индивидуальной исследовательской работы учащегося».

6. Все страницы (кроме титульного листа) должны быть пронумерованы. Номер ставится в середине верхнего поля.

7. Работа может содержать любое количество пронумерованных приложений при наличии в тексте ссылок на них. Например: (см. Приложение 5.). Все приложения должны быть озаглавлены.

Текст печатается строго в последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или на оборотной стороне листа, и переносы кусков текста в другие места.

Все сноски и подстрочные примечания печатают (через один интервал) на той странице, к которой они относятся. Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа. На титульном листе номер страницы не ставится. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы.

Каждая новая часть работы начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: списку литературы, приложениям, указателям.

Расстояние между заголовком и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Расстояния между основаниями строк заголовка принимают такими же, как в тексте. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается.

8. Цифровой материал, когда его много или когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определенных закономерностей, оформляют в исследовании в виде таблиц.

Таблица представляет собой такой способ подачи информации, при котором цифровой или текстовой материал группируется в колонки, отграниченные одна от другой вертикальными и горизонтальными линейками.

По содержанию таблицы делятся на аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых показателей.

Как правило, после таких таблиц делается обобщение в качестве нового (выводного) знания, которое вводится в текст словами: «таблица позволяет сделать вывод, что...», «из таблицы видно, что...», «таблица позволит заключить, что...» и т.п. Часто такие таблицы дают возможность выявить и сформулировать определенные закономерности.

В неаналитических таблицах помещаются, как правило, необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации.

Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера и тематического заголовка, боковика, заголовков вертикальных граф (головки), горизонтальных и вертикальных граф основной части, т.е. прографки.

Порядковый номер таблицы служит для ее связи с текстом. Он состоит из слова «таблица» и цифры ее номера в исследовании. Слово «таблица» пишется с прописной буквы, значок “№” перед порядковым номером и точку после него не ставят (например: Таблица 5).

Если в исследовании одна таблица, то ни нумерационный заголовок, ни слово «таблица» не нужны. В этом случае в тексте слово «таблица» необходимо писать без сокращения, например: «как видно из таблицы…», «По результатам анализа (см. таблицу) видно, что…». Если в исследовании две таблицы и более, то они должны быть пронумерованы, и на каждую необходима ссылка в тексте. Слово «таблица» в этом случае приводят в сокращенном виде, знак «№» не ставят, например: «Данные анализа (табл. 5) показывают, что…»

9. При заимствовании текста из Интернета, учебников, книг, статей и т.п., обязательно наличие ссылок на автора текста в конце предложения или абзаца в виде [7. C.28], где первая цифра обозначает номер источника в Вашем списке литературы, а вторая – номер страницы.

10. Список использованных источников составляется в соответствии с ниже приведенными правилами.



ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИИ

(СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ)

            

Государственные стандарты и сборники документов.

Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления: ГОСТ 7.1.84. – Введ. 01.01.86. – М., 1984. – 75 с. – (Система стандартов по информ., библ. и изд. делу).

Книги одного, двух, трех и более авторов.

Рузавин Г.И. Научная теория: Логико-методол. анализ. – М. Мысль, 1978. – 237 с.

Госс В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки: Становление и развитие. – М.: Мысль, 1984. – 268 с.

Планирование, организация и управление транспортным строительством /А.М.Коротеев, Т.А.Беляев и др.; под ред. А.М.Коротеева. – М.: Транспорт, 1989. – 286 с.

Сборник одного автора.

Методологические проблемы современной науки / Сост. А.Т.Москаленко. – М.: Политиздат, 1979. – 295 с.

Сборник с коллективным автором.

Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. тр. / Научно-исслед. НИИ высшего образования / Отв. ред. Н.Н Нечаев – М.: – НИИВО, 1995. – 156 с.

Материалы конференций, съездов.

Проблемы вузовского учебника: Тез. докл. Третья всесоюз. науч. конф. – М.: МИСИ, 1988. – 156 с.

Статья из газеты и журнала.

Райцын Н. В окопах торговых войн // Деловой мир. – 1993. – 7 окт.

Егорова-Гантман Е., Минтусов И. Портрет делового человека // Проблемы теории и практики управления. – 1992. – № 6. – С. 14-15.

Статья из продолжающегося издания.

Сафронов Г.П. Итоги, задачи и перспективы развития книжной торговли // Кн. торговля. Опыт, пробл., исслед. – 1981. – Вып 8. – С. 3–16.

Статья из ежегодника.

Народное образование и культура // СССР в цифрах в 1985 г. – М., 1986. – С. 241-255.

Статья из энциклопедии и словаря.

Бирюков Б.В., Гастев Ю.А., Геллер Е.С. Моделирование // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1974. – Т. 16. – С. 393-395.

Диссертация // Советский энциклопедический словарь. – М., – 1985. – С. 396.

Рассмотрим теперь правила оформления библиографических ссылок. Библиографическая ссылка – совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе (его составной части или группе документов), необходимых для его общей характеристики, идентификации и поиска.

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или по иному документу, то ссылку следует начинать словами «Цит. по…», либо «Цит. по кн.», или «Цит. по ст.».

Когда от текста, к которому относится ссылка, нельзя совершить плавный логический переход к ссылке, поскольку из текста неясна логическая связь между ними, то пользуются начальными словами «См.», «См. об этом».

Когда надо подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, – лишь один из многих, где подтверждается, или высказывается, или иллюстрируется положение основного текста, то в таких случаях используют слова «См., например», «См. в частности».

Когда нужно показать, что ссылка представляет дополнительную литературу, указывают «См. также». Когда ссылка приводится для сравнения, поясняют: «Ср.:»; если работа, указанная в ссылке, более подробно освещает затронутый в основном тексте предмет, пишут «Об этом подробнее см.».

По месту расположения относительно основного текста библиографические ссылки бывают: 1) внутритекстовые, т.е. являются частью основного текста; 2) подстрочные, т.е. вынесенные из текста вниз страницы; 3) затекстовые, т.е. вынесенные за текст всего произведения или его части.

Внутритекстовые ссылки используются, когда значительная часть ссылки вошла в основной текст работы так органично, что изъять ее из этого текста невозможно, не заменив этот текст другим. В этом случае в скобках указываются лишь выходные данные и номер страницы, на которой напечатано цитируемое место, или только выходные данные (если номер страницы указан в тексте), или только номер страницы (если ссылка повторная). Например:

Эта сторона математической логики так характеризуется в известной книге А.Гильберта и В.Аккермана «Основы теоретической логики» (М., 1947): «Логические связи, которые существуют между суждениями, понятиями и т.д., находят свое выражение в формулах, толкование которых свободно от неясностей, какие легко могли бы возникнуть при словесном выражении» (С. 17).

Подстрочные ссылки на источники используют в тексте, когда ссылки нужны по ходу чтения, а внутри текста их разместить невозможно или нежелательно, чтобы не усложнять чтение и не затруднять поиски при наведении справки.

В тех случаях, когда исследователь приводит ссылки в конце каждой страницы в виде подстрочных ссылок, для связи их с текстом используются знаки сносок в виде звездочки или цифры. Если ссылок более четырех, то использовать звездочки нецелесообразно. Знак сноски следует располагать в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль автора. Например:

В тексте:

        Речевой период, который некоторые называют синтаксической конструкцией, создается по принципу кругообразно замыкающихся и ритмически организованных частей.1

В сноске: 1Ефимов А.II. О мастерстве речи пропагандиста. М., 1957. С. 42.

Полное описание источника дается только при первой сноске. В последующих сносках вместо заглавия приводят условное обозначение, например: «Указ. соч.».

Если несколько ссылок на один и тот же источник приводится на одной странице книги или статьи, то в сносках проставляют слова «Там же» и номер страницы, на которую делается ссылка.

Существует несколько способов связи основного текста с описанием источника. Чаще всего для этой цели служит порядковый номер источника, указанного в библиографическом списке; в основном тексте этот номер берется в квадратные скобки.

При указании в основном тексте на страницу источника, последняя также заключается в квадратную скобку. Например: [24, С. 44], что означает 24-й источник, 44-я страница.

Первичная подстрочная ссылка включает в себя все обязательные элементы описания книги. Даже если часть элементов (фамилия автора, например) содержится в основном тексте, их рекомендуется повторять в ссылке. При этом знак сноски ставится после цитаты, если поясняющий текст предшествует цитате или включен в ее середину. Например:

 

В тексте: Профессор В.И.Свинцов в своем учебнике утверждает: «Мастерство редактора складывается из сложного комплекса знаний и навыков, охватывающих различные стороны подготовки издания к печати...»1 .

В сноске: 1 Свинцов В.И. Логические основы редактирования текста. М., 1972. С. 3.

Когда в основном тексте упомянуты фамилия автора и заглавие статьи, т.е. приведена первая часть аналитического описания, в подстрочной ссылке можно ограничиться описанием только самого издания, т.е. второй частью аналитического описания. Например:

 

В тексте:

В статье известного отечественного экономиста А.Лоскутова «Полные товарищества» сообщается, что «...заявление об отказе от участия в ПТ, утвержденном без указания срока, должно быть подано участником не менее чем за шесть месяцев до фактического выхода из товариществ».2

В сноске: 2Консультант директора, 1995: № 2. С. 7.

 

Ссылки в тексте и оформление заимствований

По ходу изложения исследователю бывает необходимо ссылаться на таблицы, иллюстрации, примеры, схемы, формулы и другие элементы, расположенные по условиям содержания не рядом с текстом, к которому они относятся.

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка “№", например: рис. 3, табл. 4, с. 34, гл. 2. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений, например: «из рисунка видно, что...», «таблица показывает, что...» и т.д.

Ссылку в тексте на отдельный раздел работы, не входящий в строй данной фразы, заключают в круглые скобки, помещая впереди сокращение «см.».

Подстрочные ссылки (сноски) компьютер выполняет автоматически через команду «Вставка – Сноска».

Знак ссылки, если примечание относится к отдельному слову, должен стоять непосредственно у этого слова, если же оно относится к предложению (или группе предложений), то – в конце. По отношению к знакам препинания знак сноски ставится перед ними (за исключением вопросительного и восклицательного знаков и многоточия).

Ссылки нумеруют в последовательном порядке в пределах каждой страницы. На каждой следующей странице нумерацию ссылок начинают сначала.

В тексте исследовательской работы часто приходится ссылаться на факты, установленные другими авторами, или включать в текст заимствованный у них материал. Чтобы не быть обвиненным в научном плагиате, следует обязательно указывать в ссылке, из какого именно источника делается заимствование. Формы словесного оформления заимствований очень разнообразны, однако речевой академический этикет выработал ряд устойчивых речевых штампов, которые помогают конкретнее и короче указать источник заимствования. Укажем в качестве примеров наиболее распространенные из них:

Вопрос о... подробно освещен в ряде публикаций. Ниже приводятся лишь отдельные рекомендации из работ американского психолога Дейла Карнеги1.

1Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М.: Прогресс, 1991.

 

Более подробно с... можно ознакомиться по книге Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (М.: Прогресс, – 1989), из которой взяты приводимые ниже рекомендации.

 

Теория и практика менеджмента на Западе выработала по этому вопросу большое количество методик, общий смысл (суть) которых можно свести к следующему....

В дальнейшем изложении техника ведения коммерческих переговоров описывается по методу, разработанному американскими психологами в Гарвардском университете США1.

1По книге: Фишер Р., Юри У. Путь к соглашению, или переговоры без поражения: Пер. с англ. – М.: Наука, 1992.

 

Американский психолог Дейл Карнеги, например, рекомендует... Приведем далее его отдельные советы1.

1Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М.: Прогресс, 1991.

 

Ведя диалог с партнером, целесообразно соблюдать несколько простых правил, которые хорошо описаны американскими психологами Роджером Фишером и Уильямом Юри1. Кратко перескажем их сущность.

1Фишер Р., Юри У. Путь к соглашению, или переговоры без поражения: Пер. с англ. – М.: Наука, 1992.

 

Приводимый ниже материал дается на основе рекомендаций, разработанных американским психологом Дейлом Карнеги1.

1Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М.: Прогресс, 1991.

 

В основу этой методики положены идеи, высказанные психологом Д.Карнеги1.

1Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: Прогресс, 1989.

 

Здесь уместно обратиться к советам известного американского психолога Дейла Карнеги, который рекомендует...1

1Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М.­Прогресс, 1989.

 

В книге Н.Власовой1, откуда взяты приводимые ниже приемы и методические советы, описываются наиболее распространенные дискуссионные ситуации.

1Власова Н. И проснешься боссом: Справочник по психологии управления: В 3-х кн. - М.: ИНФРА-М., 1994. - Кн. 1.

 

Как утверждает известный американский психолог Алан Е. Айви, чьи рекомендации из его книги1 приводятся ниже, менеджер должен...

1Айви А. Лицом к лицу. – Новосибирск: ЭКОР, 1995. – С. 96.

 

Ниже следуют советы относительного того, как с ними обходиться или как их нейтрализовать.1

1По книге: Зайверт Л. Ваше время в ваших руках. – М.: Экономика, 1990.

 

Теперь поясним общую методику личного обаяния, разработанную известным советским психологом профессором В.Шепелем1.

1Шепель В. Секреты личного обаяния. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1994.

 

В книге Р.Фишера и У.Юри имеется специальный раздел, описывающий метод так называемых «принципиальных переговоров». Ниже приводятся отдельные отрывки из этого раздела1.

1Фишер Р., Юри У. Путь к соглашению или переговоры без поражения: Пер. с англ. – М.: Наука, 1992.

 

Это составляет около 65% всех современных российских читателей1.

1Цифровые данные взяты из статьи В.Ивановой, опубликованной в газете «Книжное обозрение» за 24 апреля 1995 года.